18 авг. 2017 г.

«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Мой отзыв на книгу

Я думаю, что всех родителей можно поделить на тех, которые всегда правы и тех, что часто сомневаются. Для вторых и написана книга «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Я рада, что узнала о ней и прочла. Хотя она написана такими же сомневающимися матерями.



Сначала книга меня насторожила: в ней есть таблицы для домашних заданий и странные на первый взгляд иллюстрации. Первые страниц 100 я читала через силу: вроде бы главы, структура, задания, и даже правила прописаны, но что делать – неясно. Но в какой-то момент у меня на глаза навернулись слёзы и, видимо, что-то прояснилось.

Сложно себе представить человека более уставшего, растерянного, озабоченного и каждый божий день живущего на грани своих возможностей, чем родитель. Я говорю об обычных родителях, которые всё делают сами: работают, готовят еду, думают о покупке ботинок, рисуют единорогов, стирают, убирают, а ещё пытаются быть здоровыми, красивыми, удовлетворёнными, целостными и иметь свои интересы. И это при то, что ни одно из перечисленных дел никогда невозможно начать и довести до конца не прерываясь. Бросить пылесос, чтобы вытереть попу, бросить рисовать единорога, чтобы нарисовать робота, бросить что-угодно, чтобы подержать на руках ещё тёплое после сна родное существо. Вот для таких родителей – мамы-обезьяны из мультика про обезьянок и папы Новосельцева из фильма «Служебный роман» и написана эта книга. Даже если поначалу вы не увидите в ней пользы, то непременно найдёте море сострадания и поддержки. От таких же как вы. И это очень хорошо.
Дальше вроде бы начинаешь понимать принцип правил, что-то пробуешь на практике и видишь эффект. Так у нас прижилось написание списков, давать возможность выбрать из двух наших вариантов, пытаемся правильно хвалить. А ещё встречать не вопросами, а словами о том, что мы рады их видеть. Теперь Варя мне тоже говорит: «Мамочка, я так рада, что ты вернулась!».


Но личная практика всегда обнаруживает слабые места в чужой практике. И как раз к этому моменту ты дочитываешь до места, где авторы книги разводят руками и честно говорят, что иногда не работает вообще ничего. Говорят, что в самых сложных ситуациях помогает только любовь, доброта и терпение. А в повседневной жизни нужно бросать все дела (в том числе единорогов), слушать своё сердце и думать головой. Если нужно, сделать это в другой комнате. 

Важно, что книга разбирает проблемы детей разных возрастов, семей с одним ребёнком и несколькими детьми. Здесь и кризисы всех лет, начиная с трёх, заканчивая переходным возрастом, и ревность к младшим братьям и сёстрам и возможные проблемы с единственным ребёнком. Так что книгу стоит оставить и при необходимости перечитывать. А ещё выполнить все задания, чтобы в будущем у вас было доказательства, что вы старались быть хорошим родителем изо всех сил!

Но самое важное, чему меня научила эта книга – видеть прямую взаимосвязь между своим поведением и поведением Вари и Льва. Хорошие детские психологи ведь тоже не с детьми работают, а с их родителями. Так что я не теряю надежды стать той самой «лучшей версией себя», пусть даже уже вместе с ними.


Комментариев нет:

Отправить комментарий