26 дек. 2014 г.

Про масло и чужой рассказ

Я тут на днях заправляла салат и несколькими днями ранее прочла один рассказ, и вот что подумала... не вообще, а на тему детей...

Первое.

Почему маркетологи не эксплуатируют тему болезненных отношений детей и родителей? В рекламе детского питания, слингов и т.п. (когда родители ещё не развелись и отцы худо-бедно занимаются детьми) часто можно встретить забавные истории на тему неумелых и далёких от реальности пап. Ну это и всё.
Конечно, все мы хотим быть красивыми, успешными, здоровыми и рады покупаться на такие приманки в вопросах потребления услуг и товаров. Но, скажите, у скольких из нас было реально счастливое детство? У скольких из нас, даже если детство было счастливым, нет болезненных моментов, которые, если кто-то случайно туда надавит или мы сами, когда хочется себя пожалеть, не вызывают слёзы?




Ну вот например. Мы всегда покупаем оливковое масло с компактной жестяной банке с девушкой на этикетке. Оно дешевле, удобней хранить, не разобьётся, вкус оливковый, но не очень яркий. Но когда я увидела масло Carapelli первый раз (года три назад), признаюсь, у меня ком в горле был. И сейчас я тайно радуюсь, когда нашего обычного масла нет на полке и мы вынуждены купить это: более дорогое, в неудобном для нас стекле, с очень активным ароматом и вкусом. И пусть моя семья никогда не жила в Италии, и я не мальчик, и мой папа не водил меня в рощи из олив - эта картинка на мне работает каждый раз. Потому что в ней есть настроение, атмосфера и следы желаний, которые уже никогда не сбудутся. И если на сёмге слабого соления нарисуют папу с сыном, которые удят рыбу на берегу тихого озера, утро и пролетел жук - я эту сёмгу куплю.
Мне кажется абсолютно неважным попадание в пол родителя и ребёнка или воспроизведение теоретически возможной ситуации. Главное - передать атмосферу. Папа-мама рядом, а впереди - приключения!

Второе

Смотрела на Adme собачек и наткнулась на рассказ Светланы Хмель "Я сделаю все наоборот".
С разрешения автора копирую сюда текст целиком для тех, кто переходит по ссылкам и не возвращается :)

Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Милый! Ты не обязан становиться инженером. Ты не должен быть юристом. Это не важно, кем ты станешь, когда вырастешь. Хочешь быть патологоанатомом? На здоровье. Футбольным комментатором? Пожалуйста. Клоуном в торговом центре? Отличный выбор",

И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий клоун с подтеками грима на лице и скажет: "Мама! Мне тридцать лет! Я клоун в торговом центре! Ты такую жизнь для меня хотела? Чем ты думала, мама, когда говорила мне, что высшее образование не обязательно? Чего ты хотела, мама, когда разрешала мне вместо математики играть с пацанами?"

А я скажу: "Милый, но я следовала за тобой во всем, я была альфа-мамой! Ты не любил математику, ты любил играть с младшими ребятами". А он скажет: "Я не знал, к чему это приведет, я был ребенком, я не мог ничего решать, а ты, ты, ты сломала мне жизнь" - и разотрет грязным рукавом помаду по лицу. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые ищут виноватых. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".

Он скажет "ах" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.

***
Или не так. Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Не будь идиотом, Владик, думай о будущем. Учи математику, Владик, если не хочешь всю жизнь быть оператором колл-центра. Гуманитарные, че? В наше время таких дурачками называли".

И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий программист с глубокими морщинами на лице и скажет: "Мама! Мне тридцать лет. Я работаю в Гугл. Я впахиваю двадцать часов в сутки, мама. У меня нет семьи. Чем ты думала, мама, когда говорила, что хорошая работа сделает меня счастливым? Чего ты добивалась мама, когда заставляла меня учить математику?"

А я скажу: "Дорогой, но я хотела, чтобы ты получил хорошее образование! Я хотела, чтобы у тебя были все возможности, дорогой". А он скажет: "А нахрена мне эти возможности, если я несчастен, мама? Я иду мимо клоунов в торговом центре и завидую им, мама. Они счастливы. Я мог бы быть на их месте, но ты, ты, ты сломала мне жизнь", - и потрет пальцами переносицу под очками. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые все время жалуются. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".

Он скажет "ох" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.

***
Или по-другому. Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Я тут не для того, чтобы что-то твердить. Я тут для того, чтобы тебя любить. Иди к папе, дорогой, спроси у него, я не хочу быть снова крайней".

И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий режиссер со среднерусской тоской в глазах и скажет: "Мама! Мне тридцать лет. Я уже тридцать лет пытаюсь добиться твоего внимания, мама. Я посвятил тебе десять фильмов и пять спектаклей. Я написал о тебе книгу, мама. Мне кажется, тебе все равно. Почему ты никогда не высказывала своего мнения? Зачем ты все время отсылала меня к папе?".

А я скажу: "Дорогой, но я не хотела ничего решать за тебя! Я просто любила тебя, дорогой, а для советов у нас есть папа". А он скажет: "А нахрена мне папины советы, если я спрашивал тебя, мама? Я всю жизнь добиваюсь твоего внимания, мама. Я помешан на тебе, мама. Я готов отдать все лишь бы хоть раз, хоть раз, понять, что ты думаешь обо мне. Своим молчанием, своей отстраненностью ты, ты, ты сломала мне жизнь", - и театрально закинет руку ко лбу. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые все время чего-то ждут. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".

Он скажет "ах" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.

И вот, что я подумала... Я, конечно, соглашусь, что дети всегда найдут в чём тебя обвинить, как бы ты их не воспитывал, как бы не старался. И в разном возрасте будут обвинять в разном: "Зачем вы меня вообще родили?", "Зачем назвали Леной?", "Зачем родили меня гуманитарием?". Может, стоит расслабиться на этот счёт и спокойно пытаться искать баланс между потребностями и желаниями ребёнка и своими возможностями и здравым смыслом? Может это только в фильмах, независимо от жанра, в нужный момент всегда появляется красиво стареющая мама и говорит главному герою, который вот прямо сейчас стоит между добром и злом, очень абстрактные, лишённые конкретики слова. Но такие правильные, вот прям - ни отнять, ни добавить. И герой, и каждый зритель в этот момент, понимают: мама дело говорит. И через 10, и через 20 лет герой не пожалеет, что послушал её тогда.
Я же с ужасом представляю себе этот момент. Мне кажется, я и в 50 лет не обрету гармонии с собой и буду неспособна давать мудрые советы. Но думая о том, чтобы было, скажи моя мама тогда и тогда мне слова, которые были мне нужны, я понимаю, что я просто выиграла бы пару лет. Это много, да, но не вся и даже не половина жизни. Не было ничего из того "несказанного", что я не смогла бы позже исправить сама. И если я этого не делала, то только по причине своей собственной лени.

Пожалуй, я не буду так требовательна к себе и так категорична. Когда Варя и Лев придут ко мне (если придут, а я не забуду), я позволю себе высказать личное мнение, привести аргументы и закончить словами о том, что в мире есть только одна вещь, которую нельзя исправить. Всё остальное - в наших руках. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий